Столичный семинар у японского мастера (1994)
В начале мая пятеро томичей во главе со Щепкиным отправились самолётом в Москву для участия в особом для всех нас событии — семинаре под руководством известного японского мастера Морио Хигаонна. Уже находясь на борту самолёта, мы никак не могли поверить, что скоро не только познакомимся с легендарным мастером каратэ, но и сможем у него учиться и даже, может быть, узнаем какие-то секреты восточных единоборств.
Семинар проводился в знаменитом на всю страну спортивном комплексе «Новогорск», где чаще всего готовятся к олимпийским играм спортсмены национальной сборной России. Для меня всё было необычным в этой поездке, начиная с огромного мегаполиса, через который мы проезжали, чтобы добраться от аэропорта до места сбора. С любопытством смотрели мы по сторонам, замечая, как густо покрылась новостройками столица. Комплекс, в котором нам предстояло тренироваться, поразил простором спортивных залов и шикарными номерами гостиницы. Такой роскоши мы ещё не видели. Однако впечатления впечатлениями, а нужно было настраиваться на очень серьёзную работу. Мы приехали сюда не отдыхать, как туристы, а учиться и тренироваться.
Третьего мая около трёхсот участников семинара собрались в огромном светлом зале с большими окнами от пола до потолка. Более половины — дети с цветными поясами, подтверждающими определённый уровень их мастерства, около тридцати спортсменов с чёрными поясами и примерно двадцать с коричневыми. Ровно в 15.00 в зале появился сам Морио Хигаонна (8 дан), президент «Международной федерации окинавского годзю-рю каратэ-до» (IOGKF) со своими помощниками из Англии Джорджем Эндрюсом (6 дан), и Эрни Молинью (5 дан). Мастер Хигаонна, которому было тогда пятьдесят пять лет, оказался человеком небольшого роста (около 160 см) и крепкого телосложения (весом под 80 кг). В глаза сразу бросились его сильные руки и кулаки, больше похожие на увесистые молоты. Сэнсэй выступил с небольшой приветственной речью, обращаясь ко всем присутствовавшим в зале. Затем он сообщил, что накануне скончался широко известный и уважаемый во всём мире мастер Масутацу Ояма — основатель кёкусинкай каратэ. Все мы минутой молчания почтили память великого мастера.
Нас разбили на две группы: первая — из учеников с цветными поясами, вторая, куда попали и трое томичей, — из спортсменов, обладающих коричневыми и чёрными поясами. Первая тренировка началась с разминки, затем мы стали отрабатывать базовую технику, вспомнили блоки и удары, стоя на месте. На это ушло около часа. Вёл тренировку англичанин Эрни Молинью. После небольшого перерыва тренировку продолжил уже сам сэнсэй Хигаонна. Около двух часов мы отрабатывали отдельные элементы из ката на коричневый пояс.
Первый день пребывания в Москве заканчивался. Находясь в своих номерах, мы обменивались мнениями об увиденном и пережитом. Впечатлений, конечно, было очень много, но валила с ног усталость. Мы почти сутки не спали, и сказывалась разница во времени. Организм даже у молодых спортсменов, так быстро не перестраивается.
На следующее утро пришлось вставать рано, так как в восемь часов начинался завтрак. Дальше — экскурсия по объектам комплекса. Время пролетело незаметно, и уже подоспел обед, назначенный между часом и двумя часами дня. Отдохнув, пошли на тренировку, которая началась в половине четвёртого. Эрни Молинью напомнил нам базовую технику, затем мастер Хигаонна взялся за дело. Мы разобрали по элементам ката и в парах отработали технику коричневого пояса, после чего принялись изучать новую для нас технику на чёрный пояс. Мастер Хигаонна, как и рассказывал нам Щепкин, действительно оказался очень техничным и сильным. Вечером после ужина в холле мы пытались воспроизвести новую технику движений, которую выучили накануне, стараясь не пропустить ни одной детали, усвоенной на семинаре. На следующий день всё повторилось: завтрак, прогулка по комплексу, обед, потом с половины четвёртого тренировка, которую начинал всё тот же англичанин, а сэнсэй Хигаонна повторял с нами пройденный материал и знакомил с новой техникой.
Вечером с одним из товарищей мы договорились встать утром пораньше, чтобы съездить на экскурсию в центр Москвы. Конечно мы согласовали нашу идею с Леонидом Владимировичем. Он разрешил и даже приветствовал наше желание поближе познакомиться со столицей. Мой компаньон довольно хорошо ориентировался в Москве. Доехав на автобусе до ближайшей станции метро, мы вскоре добрались и до центра.
Едва лишь солнце «окрасило нежным светом стены древнего Кремля», как мы уже бродили по Красной площади. Иностранцев в столь ранний час ещё не было, и мы смогли вдоволь насладиться чувствами первооткрывателей, с какими вступают на это священное место все жители России, впервые оказавшиеся в столице. Затем ходили по ближайшим улицам и даже побывали в Кремле. Перекусив, мы отправились в обратный путь, переполненные впечатлениями, довольные тем, что удалось увидеть. На обед, конечно, не успели, зато к началу тренировки уже стояли в зале, одетые в кимоно.
Первую часть тренировки провёл уже другой англичанин — Джордж Эндрюс, который в прошлый раз работал с детьми. Затем мастер Хигаонна снова и снова корректировал базовую технику, предназначенную спортсменам с коричневыми и чёрными поясами. После получасового перерыва наконец началась торжественная часть семинара. В центре зала были установлены столы, накрытые большой скатертью, что создавало впечатление одного большого стола. В центре сидел сэнсэй Хигаонна, а по бокам от него находилось много столичных чиновников и гостей.
Видеокамеры были тогда ещё очень большой редкостью и практически недоступны простым смертным. Однако Щепкин сумел где-то в Томске раздобыть камеру и взял её с собой. Я снимал происходящее на видео. Запись эта сохранилась до сих пор.
Мастер Хигаонна встал со своего места и произнёс небольшую вступительную речь на английском языке перед началом показательных выступлений, которую синхронно переводил Александр Гендриксон. Сэнсэй говорил, что уже не первый раз видит русских каратистов на семинарах и не перестаёт удивляться силе духа этих людей, той необычной серьёзности и упорству, с которыми они скрупулёзно изучают каратэ. Сегодня каратэ стало популярным и востребованным во всём мире, происходит культурный обмен в этой сфере, что способствует дальнейшему развитию единоборств. Сэнсэй выразил уверенность, что сборная России будет иметь сильную команду мастеров каратэ. В заключение сэнсэй Хигаонна высказал слова благодарности всем организаторам, спонсорам и участникам семинара. Мастерам, проводившим семинар, были вручены памятные подарки. В ответ мастер Хигаонна вручил представителям правительства Москвы в качестве подарков почётные будо-паспорта IOGKF.
И началось, на наш взгляд, самое главное и интересное — показательные выступления, которые не оставили равнодушными никого из участников семинара и зрителей в зале. Спортсмены с коричневыми поясами, в том числе и мы томичи, демонстрировали ката Сэйюнтин. Вышедшие затем на площадку чёрные пояса, в том числе Щепкин, показали мастерское ката Сэйпай. Далее командное ката и его расшифровку выполнили российские мастера. Пришёл черёд продемонстрировать своё мастерство иностранным гостям. Раздевшись по пояс, Джордж Эндрюс выполнил дыхательное ката Сантин, а мастер Хигаонна протестировал его закалку. Затем сэнсэй Хигаонна в паре с Эрни Молинью показали поединок с традиционным окинавским оружием, вызвав настоящую бурю аплодисментов и приветствий всех, кто находился в зале. И вновь Джордж Эндрюс вышел на площадку и в паре с мастером Хигаонна показал жёсткую набивку всего тела. Потом с помощью Эрни Молинью была показана прикладная техника ударов по наиболее незащищённым точкам человеческого тела. Также мы услышали рассказ о стиле годзю-рю и о принципах мягких и жёстких техник этого стиля.
После выступления сильных и мужественных мастеров мужчин, появились изящные гимнастки, в том числе начинающая тогда гимнастка Амина Зарипова. Несколько лет спустя, она стала неоднократной чемпионкой мира по художественной гимнастике, но и тогда мы были потрясены её незаурядным мастерством.
После выступления томская команда обратилась к сэнсэю Хигаонна с просьбой вместе сфотографироваться. Потом я взял автографы у всех мастеров, проводивших семинар. Вечером, сидя в номере, мы несколько раз пересматривали наши видеозаписи показательных выступлений и обсуждали технику мастеров. Все были очень довольны, что удалось поучаствовать в таком заметном событии. 7 мая вылетели в Томск и утром были дома.
Учебный год подходил к концу. Он оказался для меня очень удачным и значительным во всех отношениях. А главное — удалось принять участие в таких масштабных спортивных событиях, о которых раньше я не мог и мечтать.