О ФЕДЕРАЦИИ
 новости
 достижения
1991-1997
1998-2003
2004-2008
2009-2013
2014-2018

 фотоархив
 фотогалерея
 видеогалерея
 ретро-видео

 пресса
 статьи

 координаты
 ссылки

О ЛЮДЯХ
 президент
 черные пояса

О КОБУДО
 2007-2016

МАГАЗИН
 мир годзю-рю  видео

 .: 2010 Международный семинар в Калининграде :.

Накануне поездки в Калининград в середине апреля несколько человек из нашего клуба отправилось на машине в Юргу на открытое первенство и чемпионат Кузбасса по каратэ-до. Мы сделали заявку только на участие в ката. Наши спортсмены выступили успешно, завоевав четыре медали, две из которых золотые. Мой 36-й турнир по каратэ закончился тоже удачно: удалось стать чемпионом Кузбасса. В конце апреля состоялось очередное первенство клуба «Арсенал». В нём участвовало около 60 учеников начальной подготовки. Ребята получили хороший соревновательный опыт, что поможет им в ближайшем будущем успешно выступать и побеждать на более крупных турнирах.

В конце апреля мы собирались вылететь из Томска в Москву, а затем в Калининград, чтобы участвовать в международном семинаре под руководством Патрика Маккарти, обладателя 8-го ДАНа из Австралии. В этом городе я был последний раз в 1999 году и тогда впервые услышал о мастере от Александра Афанасьевича Гендриксона, организатора семинара. Позднее я слышал много хорошего о сэнсэе Маккарти от тех, кто занимался у него на семинарах, читал о нём, знакомился с видеоинформацией. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я предвкушал завтрашнюю встречу, хотел своими глазами увидеть технику мастера, которой он овладел, изучая опыт своих многочисленных учителей.

Билеты мы купили ещё в январе и надеялись добраться до Калининграда без приключений. Однако произошло непредвиденное. За неделю до вылета началось извержение вулкана в Исландии, парализовавшее воздушное сообщение в Европе. Могли отменить и семинар. К счастью, вулкан немного успокоился и движение авиалайнеров возобновилось. Поэтому вместе с двумя старшими учениками мы благополучно прилетели в Москву, где нам пришлось весь день прослоняться в аэропорту, и только вечером отправились в Калининград. Нас встретили на микроавтобусе и отвезли в гостиницу, которая располагалась на улице с очень близким для сибиряков названием – Томская. Вскоре, чтобы посмотреть, как мы устроились, в наш четырёхместный номер зашел Гендриксон. Потом он повёз нас в зал, где намечали проводить семинар, а по дороге указывал ориентиры и путь, по которому можно быстро дойти до спорткомплекса. Чтобы изучить дорогу, обратно пошли пешком. По пути заглянули в магазин купить продуктов для ужина. Александр Афанасьевич поехал в аэропорт для встречи сэнсэя Патрика Маккарти.

На следующий день мы появились на первой тренировке слишком рано. Никого из участников семинара ещё не было, так что нам пришлось ждать их появления на улице. Через некоторое время они стали подходить. Мы здоровались, знакомились и общались. На семинар подали заявки спортсмены из Москвы, Калининграда, Томска, гости из Польши.

Наконец, во дворе показался микроавтобус, из которого вышли сэнсэй Маккарти и Александр Афанасьевич Гендриксон. Участники приветствовали их у входа в зал. Сэнсэй никого из нас не знал, однако, протягивая руку для приветствия, подходил к каждому, спрашивая на английском языке: «Как дела? Как ваше имя?» Плотного телосложения, весом добрую сотню килограммов, лысый и седобородый, сэнсэй Патрик сразу располагал к себе доброжелательной улыбкой. Таким было первое впечатление, а оно, как известно, самое сильное. Затем мы вошли в додзё и отправились в раздевалку. Перед началом тренировки Гендриксон представил своего учителя Патрика Маккарти, и, поблагодарив за согласие приехать в Калининград, сказал: «Несмотря на свою занятость, сэнсэй нашёл время провести семинар, и я уверен, что вы не забудете его уроков, потому что таких знаний не получите ни у кого другого. Тема семинара – «бункай ката». Вы получите полное представление о различных техниках, в том числе, тренируясь в паре». В свою очередь, сэнсэй Патрик выразил сожаление, что не может говорить по-русски, хотя знает несколько языков. Увы, даже хороший переводчик, считает он, способен передать примерно 75 из 100 слов, то есть теряется четвёртая часть объёма учебного материала. Поэтому я буду говорить медленно и доступно для всех. Что непонятно, переспрашивайте, неясно, снова и снова обращайтесь, пока материал не будет усвоен полностью.

Далее сэнсэй рассказал, что занимался разными видами боевых искусств: каратэ, кикбоксингом, кобу-до, борьбой. В молодые годы выступал на соревнованиях по каратэ, был чемпионом. А когда перешёл в кикбоксинг, начал с нуля, так как мало что знал об этом виде единоборств. Посчитав, что достиг определённой высоты в каком-то виде единоборств, снова менял стиль. Но всякий раз при этом практический опыт постоянно накапливался. Мы слушали и смотрели, а сэнсэй продолжал рассказ: «Сто лет назад не было понятий о стилях каратэ. И то, чем мы будем заниматься на семинаре, это не спортивное каратэ. Это старое каратэ, во многом отличное от того, что вы знаете. Поэтому мы не будем практиковаться в стилях. И не станем сейчас делать разминку, так как иногда полезно обойтись без неё. Начнём сразу…». И мы начали с приёмов самозащиты. А потом, объединив их, получили ката – настоящее собрание техник самообороны. Известный историк боевых искусств, Патрик Маккарти делал для нас настоящие открытия. Его обширные знания и умение практически показать любой приём произвели огромное впечатление на всех участников. Один из обладателей чёрного пояса, практикующий стиль вадо-рю, показал сэнсэю фрагмент ката и поинтересовался значением этих движений. Сэнсэй с лёгкостью и не задумываясь, продемонстрировал в ответ эффективную комбинацию. Более того, показал «кусок» другого высшего ката вадо-рю и снова – реальный бункай. Не было предела удивлению у того, кто задавал вопрос. А Гендриксон лишь многозначительно улыбнулся, зная необыкновенную широту и глубину познаний мастера.

Между тем сэнсэй продолжал свой урок, объясняя нам, что, собирая эти старые практики, он систематизировал их. А продолжая изучать и практикуя в Китае, на Тайване и Окинаве, в Индии, Малазии и Гонконге, анализируя и сопоставляя всё, что смог увидеть и узнать в своих поездках, Патрик утверждал, что многие из этих приёмов известны очень давно, по меньшей мере, пять тысяч лет. Например, побывав в Египте, он заметил на стене одного из местных строений изображения, весьма напоминавшие движения при исполнении приёмов самозащиты из «бункай ката» различных стилей каратэ. «Самозащита – это часть человеческого бытия», - сделал вывод мастер, покоривший всех нас своими энциклопедическими познаниями.

Целью семинара, по словам Александра Афанасьевича Гендриксона, было знакомство с несколькими ката годзю-рю через восприятие Патрика Маккарти, так сказать, его глазами. Именно он расшифрует техники этого стиля, разъяснит их историю и происхождение. Начали с ката Тэншо, которое, как нам было известно, разработал основатель стиля годзю-рю Тёдзюн Мияги. Однако сэнсэй сразу поправил: не «разработал», а «переработал» из ката Рокукишу и сделал его знаменитым. Но отнюдь не изобрёл его. Мы разобрали парную работу данного ката, где рисунок движений полностью совпадал с комплексом формальных движений. Для тех, кто практиковал стиль годзю-рю, это был кладезь бесценных знаний. Объясняя, сэнсэй показал несколько движений и «бункай» из различных ката годзю-рю. «Сначала существовали приёмы самообороны, - говорил сэнсэй, - а уж потом мастера, обобщив эти приёмы, создали ката». Снова и снова он пытался донести до нас информацию, накоплением которой начал заниматься ещё в 1964 году, в десятилетнем возрасте. Тогда никто не знал "бункай", а вот последние 20 лет его изучению уделяется много внимания. И делал основополагающий вывод: чтобы хорошо понимать современное, нужно изучить старое, опыт прошлого. В конце первой тренировки сэнсэй произнёс знаменательные слова: «Я научу вас алфавиту, и, зная его, вы сможете читать слова». Патрик Маккарти имел в виду следующее: объяснив простейшие принципы существующих приёмов, вы сможете «читать» и понимать любые техники, бункай любых стилей и направлений.

На вторую тренировку мы отправились на полтора часа раньше, узнав, что сэнсэй будет проводить тренировку для детей. Очень хотелось увидеть это, но по каким-то причинам тренировка не состоялась. Около часа мы простояли в холле, разглядывая плакаты и фотографии, награды, которые там находились. Выйдя на улицу, увидели, что во двор заехал микроавтобус. На выходе из машины Гендриксона отвлекла женщина, родительница одного из учеников, а сэнсэй в это время подошёл к нам. Я спросил, есть ли у него с собой печать, чтобы сделать отметку в будо-паспорте? Он утвердительно ответил и позвал внутрь помещения, где располагался кабинет. У меня с собой оказалась книга Патрика Маккарти на русском языке, которую я купил несколько лет назад в одном из магазинов Томска. Сэнсэй был очень удивлён, посмотрел, кто издатель, сфотографировал обложку и с удовольствием её подписал. Затем подписал нам будо-паспорта. А я, кроме того, достал специальную книжку, в которой мне оставляли автографы именитые мастера. С любопытством полистав её, сэнсэй сказал, что не только знает всех этих мастеров, но и встречался с ними в различных странах мира. Затем, достав свой миниатюрный ноутбук, показал множество фотографий, на которых он был запечатлён с самыми известными в мире мастерами боевых искусств. Показав фото с Эйсукэ Акаминэ, 10-й дан, мастера рюкю кобу-до, Патрик Маккарти ткнул пальцем на одну из страниц в моей книге. Там он выполнял технический приём, держа в руках оружие - сай. Мастер пояснил, что Акаминэ получил саи от своего сэнсэя Тайра, а позднее передал ему, Патрику Маккарти. Спустя много лет он, в свою очередь, передал оружие лучшему ученику в кобу-до. Сэнсэй успел показать свыше сотни снимков, комментируя их, но Гендриксон, войдя в кабинет, объявил, что через пять минут начинается тренировка.

Напоследок я попросил сообщить какие-нибудь подробности из его жизни. Собирая ноутбук, сэнсэй рассказал: Родился в 1954 году. Стал заниматься в 1964 году. Чёрный пояс и первый ДАН получил в 1968 году в 14-летнем возрасте. Практиковал: каратэ, дзю-до, бокс, кикбоксинг, рэслинг, дзю-дзюцу, кобу-до. Имеет квалификацию: 8 ДАН - каратэ, 7 ДАН - дзю-дзюцу, 5 ДАН - кобу-до. В середине 80-х переехал в Японию, где прожил 11 лет. Участник многочисленных спортивных состязаний.

От себя я бы так охарактеризовал сэнсэя: открытый, доброжелательный, с хорошим чувством юмора, эмоциональный, образованный, харизматичный. Артистично воспроизводит черты и образы различных людей и всевозможные ситуации, в которые попадал с ними. Обладает богатым жизненным опытом, что позволяет ему оставаться самим собой. Стремится понять смысл основных жизненных событий, различных закономерностей и техник в боевых искусствах. Нередко подкрепляет своё мнение знаниями из древних источников и ссылками на достоверные исторические факты. Цитирует трактат «Бубиси», который сам перевёл с японского языка.

На семинарских тренировках сэнсэй Патрик Маккарти не только показывал различные техники, но и уделял большое значение теоретическим и историческим аспектам, помогая тем самым значительно глубже понять смысл боевых искусств. Хотел бы отметить некоторые существенные моменты, которые услышал на семинаре. Вот одно из таких запомнившихся мне рассуждений сэнсэя. Представьте, что существует некая гора. Подняться на её вершину можно разными способами. Например, просто взойти или даже заехать на машине. А то и вовсе прилететь, опустившись на вершину сверху. Есть и ещё более экзотические способы покорения вершины. Но, чтобы мы ни предпринимали, какой бы путь подъёма ни избрали, самой горе это абсолютно всё равно. Поэтому, каким способом вы взойдёте на вершину, а точнее, какой примените стиль – совершенно неважно. Это ваш индивидуальный путь.

Внешние атрибуты, продолжал рассказ мастер, кимоно, КЮ и ДАНы, другие названия и термины ведут свою историю с декабря 1933 года. Униформа в каратэ пришла из дзю-до, основателем которого стал Кано Дзигоро, член Международного олимпийского комитета. В Японии его называли «отцом образования». Однажды, присутствуя на соревнованиях по плаванию, он обратил внимание, как заявляют о своей квалификации пловцы. В те годы их не делили по возрасту, но своеобразно отмечали уровень подготовки. Для этого на шею повязывали верёвочки. По их цвету можно было определить уровень спортсмена. В дзю-до на тот момент существовало лишь два цвета поясов – белый и красный, и всё исключительно для того, чтобы просто различать соперников на татами. У Кано родилась идея разработать систему цветных поясов, соответствующих уровню дзюдоиста. Не было таких отличий и в каратэ. Там новинку ввёл Фунакоси Гитин, перенявший идею от Кано Дзигоро. В те далёкие годы существовала лишь одна официальная организация – Дай Ниппон Бутокукай, объединявшая дзю-до и кэн-до. Каратэ туда включать не хотели, но именно Кано посодействовал своим авторитетом такому оформлению. Правда, каратэ включили не отдельным видом, напрямую, а как часть организации дзю-до.

На второй тренировке мы в парах стали изучать комплекс ударных техник руками и ногами. Сэнсэй сказал, что практикует единоборства всю жизнь и больше не занимался ничем. А тот комплекс, который мы сейчас разучиваем, должны знать все. И не имеет значения, каким стилем вы владеете, здесь все реально и практично. В случае опасности вы всегда сможете применить свои знания, вспомнив добрым словом Патрика Маккарти.

Участники семинара с интересом слушали откровения мастера. Продолжая рассказ, он сообщил нам, что раньше не было стилей, но ката существовали во всём их разнообразии. Так, на Окинаве сегодня практикуют около 50 основных ката, из них в годзю-рю только восемь. Свободно владея десятками ката, Патрик Маккарти для себя не разделяет их на стили. Он может продемонстрировать любые элементы комплексов из разных стилей, объяснить их историю и происхождение.

Его наставления запоминались легко и надолго. Вы должны, - говорил мастер, - чётко понимать и представлять себе путь реагирования вашего тела на то или иное воздействие или удар. Существуют разделы, которые вам следует изучать в строгой последовательности: ударная техника руками и ногами; работа на суставы; различные способы удушения; бросковая техника; борьба в партере; как избегать всего этого. Из того, что я вам сейчас перечислил, и были созданы ката, - подытожил сказанное сэнсэй, заканчивая вторую тренировку. Отвечая на многочисленные вопросы, он без устали демонстрировал вариации разных техник. С большим удовлетворением заканчивали мы первый день семинара, получив массу положительных эмоций от общения с МАСТЕРОМ с большой буквы.

Утром следующего дня началась третья тренировка в зале. В этот раз мы начали с «бункая» – одного из высших ката годзю-рю. Демонстрируя очень интересные вариации ката, сэнсэй сопровождал практические приёмы теоретическими пояснениями. «Каждая комбинация, - говорил он, - должна быть закончена, а это зависит от меня, соперника и окружающей среды. Применение – вот самое важное, а форма уже вторична. Форма ката зависит от «бункая», и от того, кто на вас нападает. Но важны и принципы, которые в ней заложены. Форма ката, конечно, очень важна, особенно на соревнованиях, где надо выполнить всё так, чтобы судьи высоко оценили ваше выступление. Но соревнование и реальная жизнь – слишком разные вещи. Обратитесь к работам «Бубиси», там многие техники нашли подробное объяснение».

Объясняя сущность «бункай ката», сэнсэй демонстрировал нам расположение болевых точек, воздействуя на которые можно добиться большей эффективности приёмов. Он обратил наше внимание на несоответствие некоторых техник «бункай ката» с рисунком их исполнения. Часть техник по различным причинам утеряна. Одна из причин этого явления, по словам сэнсэя, может быть вызвана особенностями национального характера японцев: их исполнительностью и доверчивостью. Эти качества мешали более широко и объективно развивать технику.

Сэнсэй Патрик Маккарти привёл типичный пример, отражающий, на его взгляд, состояние современного каратэ. В нём слишком много спорта с его ограничениями и правилами, просто-напросто запрещающими применение многих эффективных техник. Каратэ в современном мире очень похоже на реконструкцию в духе средних веков. Во многих странах мира существуют клубы, которые ставят своей целью воспроизведение ушедшей эпохи. Там детально пытаются восстановить исторические события, уделяя огромное внимание внешним атрибутам – декорациям, одежде, снаряжению. Однако они не воспроизводят жизнь бедняков, а показывают лишь, чем занимались воины и знать. Когда мы видим, как они одеты и как ведут себя, то вправе ожидать, что они умеют так же хорошо драться. На самом деле то, что они совсем не умеют делать, так это драться. А всё остальное замечательно. Реального боя не происходит. Подобная ситуация сложилась в мире современных боевых искусств. С одной стороны, мы видим внешние атрибуты: кимоно, ритуалы, тренировки. Многие уверяют, что их сэнсэи живут на Окинаве. С другой стороны, всё это бутафория. Спорт – это хорошо, но в рамках спортивных правил существует слишком много ограничений, которые не дают боевым искусствам быть полноценными, а дух традиционного каратэ исчезает. Поэтому современное каратэ становится всё больше похожим на костюмированное представление.

Сэнсэй поражал своими знаниями предмета. Создалось впечатление, что переведённую им книгу «Бубиси» он знает наизусть, поскольку периодически называл главы и страницы, где описан тот или иной приём. Кажется, впервые, присутствуя на семинаре, вместе с физической тренировкой я испытывал большую умственную нагрузку.

В заключение третьей тренировки сэнсэй сказал, что проводит много семинаров по всему миру – примерно 20-25 в год. Темы выбирает абсолютно разные, нигде не повторяясь. Обычно даёт много базовой техники. Но семинар в Калининграде стал исключением из правил. Это была отличная тренировка мозгов. Ценность семинара, по мнению сэнсэя, состояла в том, что теоретически были заложены какие-то конкретные знания, которые потом можно практиковать каждый день. Комплексы приёмов, которые изучались на семинаре, потребуют для своего полного освоения несколько лет. Поэтому дальнейшие тренировки должны проводиться планомерно, с учётом постепенного перехода от простого к сложному.

На следующую тренировку мы снова пришли раньше всех. Узнав, что сэнсэй должен вести детскую группу, наблюдали, как он с ними занимается. Затем началась наша тренировка, и мы снова были готовы получать знания у большого мастера. Показав одну из комбинаций, Патрик Маккарти рекомендовал отрабатывать технику лишь под правую ударную руку соперника, а левой рукой делать блок. Сегодня, по его мнению, нет такой острой необходимости отрабатывать технику на обе стороны, хотя старые мастера всегда рекомендовали делать это, как от правой, так и от левой руки. Большинство спортсменов праворукие, а левша – исключение. Сэнсэй пояснил, что в настоящей драке человек вряд ли попадёт в положение, которое напоминает «бункай». А отрабатывается «бункай» для того, чтобы расшифровать ката. В уличной драке главное – скорость и рефлексы, наработанные на тренировках.

Существуют техники воздействия, на которые люди реагируют одинаково, невзирая на возраст, комплекцию, национальность. Например, при ударе в пах человек наклоняется вперёд, при тычке в глаз автоматически жмурится. То есть нужно чётко знать, куда наносить удары, а не просто бить куда попало. Нужно не только понимать, как и куда воздействовать, но и представлять, как будет вести себя противник после удара. Мы продолжали изучать и отрабатывать комплексы различных комбинаций, сплетённых из техник ударов, захватов, толчков, воздействий, прихватов, освобождений, заломов. Патрик Маккарти, как никто другой, широко раздвинул рамки нашего кругозора понимания и восприятия боевых искусств.

После практики снова теория. Сэнсэй утверждал, что разным людям нужны индивидуальные упражнения и тренировка мозга. По большому счёту совершенно неважно, какого цвета у вас пояс. 1-й или 2-й ДАН означают, что вы освоили лишь начальный уровень каратэ, а теперь нужно двигаться дальше. Но вперёд идут единицы. А в реальной жизни цвет вашего пояса не имеет значения, особенно по сравнению с вашими мозгами. Основатель годзю-рю Мияги сегодня почти бог. А в 15 лет, может быть, оставался робким, через 10 лет стал сильнее, а ещё через десятилетия окончательно вошёл в силу, взойдя на вершину своих возможностей к 65 годам. Спектр от рождения до смерти называется – сю-ха-ри. В течение всего этого периода нужно использовать не только силу, но и мозг. Знание ката не учит самозащите, но позволяет повторить урок, который вы усвоили раньше. Делайте больше парной работы. Ката – это последний этап обучения, а не начальный. В старом каратэ заканчивали ката, а не начинали с него. Существует мост между старым и новым пониманием. Я это твёрдо знаю потому, что практикую каратэ более 40 лет.

Тренировка заканчивалась, практика чередовалась с теорией. Завтра семинар продолжится. Было о чём задуматься. Как быстро пролетели часы интереснейшей учёбы.

Утренняя тренировка завершающего дня семинара. Участники в сборе. Сэнсэй демонстрирует очередной набор техник и пытается подробно объяснить логику последовательности движений. Далее снова теория. Учитель продолжает свой увлекательный рассказ. «Вы проходите своё обучение в школе постепенно и одинаково для всех. Но в конце учебного процесса выясняется, что уровень знаний у всех разный. Так происходит и в каратэ. Ведь между двумя-тремя чёрными поясами разница довольно велика. Мы все разные, и не следует произвольно выравнивать степень вашего мастерства. Владение техникой требует силы, скорости, быстроты мышления, умения концентрироваться и, конечно, хорошего здоровья. В настоящем поединке, возможно, будет достаточно одного удара, чтобы победить, а эти захваты, которые мы изучаем, не пригодятся вовсе. Однако подумайте над таким примером. Я – электрик и беру с собой чемоданчик с разными инструментами, идя на вызов для ремонта. У меня очень много инструментов, но оказалось, что для устранения неисправности требуется лишь маленькая резинка для фиксации. У меня её нет, и я не смогу выполнить своё задание. Вот образец философии старых мастеров. Нужно иметь в чемодане всё, что необходимо и с ним идти по жизни. И может статься так, что и до конца жизни вам не придётся воспользоваться многими из этих инструментов. Ката и есть ваш чемоданчик с приёмами. Зачем вам нужны все эти инструменты? Затем, что случиться может всякое. Если вы совершенствуете эту технику постоянно, то, в конце концов, станете сильными. Такие знания делают человека более умным и интеллигентным. Преображают вас как личность...».

Сэнсэй поразил и разнообразием своих лекторских приёмов. Сообщив интересную информацию, воздействовал на наше пространственное и образное воображение. «Я вижу птицу и говорю: «Какая она красивая!» Я вижу тигра и говорю: «Какой он опасный!» Увидев настоящего бойца, понимаю: «Это – самурай!» Увидев настоящего воина, люди относились к нему с уважением, поскольку самураи – люди умные и достойные. Традиционно чёрный пояс вызывает уважение. Он выражает идею БУДО. Именно это каратэ называется БУДО. Неважно, какой это стиль. Все стили каратэ - это тропинки к вершине той самой горы. Когда вы дойдёте к вершине, то совершенно неважно, какая у вас нашивка на кимоно и, какой стиль практикуете. Я не могу вас научить всему, я только показываю, как это должно быть». На этой ноте и закончился очередной урок мастерства.

Последняя тренировка началась с того, что мы повторили всю технику, которую изучали на семинаре. Обобщив эти знания, двинулись дальше. Сэнсэй оказался большим знатоком ближнего боя. Поэтому примерно половина времени была посвящена именно этому разделу. Удалось изучить лишь несколько техник партера. А в конце занятий сэнсэй сказал: «Сегодня мы лишь немного прикоснулись к этому типу техник, и, если вам понравилось,то счастливого пути в таком направлении».

Семинар закончился бурными овациями. Александр Афанасьевич Гендриксон поблагодарил сэнсэя Патрика Маккарти и сказал, «что подобные семинары необходимы для прогресса, чтобы стать полноценными и сформировавшимися специалистами в области боевых искусств. А впечатления от общения, которое продолжалось несколько дней, я надеюсь, вы пронесёте через всю свою жизнь». После этого участникам семинара вручили сертификаты и сделали общее фото.

В заключение сэнсэй Патрик Маккарти сказал:
- Связь с прошлым – это твой мост к будущему, а уникальная система тренировок – это тропа между ката и кумитэ. При правильном подходе она может повысить уровень любого додзё, не оказав при этом влияния на стиль. Для того, чтобы научиться хладнокровно отвечать на непредвиденную агрессию, требуется физическое самосовершенствование. Такие тренировки способствуют внутреннему спокойствию, а при конфликтных ситуациях, в личном и профессиональном отношениях, помогают быстрее восстановить естественный баланс.

На куртке кимоно сэнсэя Патрика Маккарти красовалась эмблема международной организации Корю, которую он возглавляет. Путь кисти и меча символизировали ум и силу. Именно так можно охарактеризовать этого мастера, в котором одновременно мы видим образованного человека и знающего сэнсэя. Несмотря ни на что он продолжает учиться, передаёт свои знания и опыт многочисленным ученикам по всему миру. После семинара в Калининграде сэнсэй поехал проводить очередные мастер-классы в Европе, тем самым выполняя свою миссию УЧИТЕЛЯ КАРАТЭ.

В планы нашей поездки в Калининград входило не только участие в семинаре, но и тест на чёрный пояс для двух моих старших учеников. Экзамен длился около трёх часов. За это время ребята выполнили всю технику, согласно программе, и Александр Афанасьевич Гендриксон поздравил с удачным прохождением теста. Он сказал, что ученики шли долго к этому результату, но начало положено: 1 ДАН – это первый уровень мастерства.

Этот успех отразил несомненный прогресс в развитии клуба «Арсенал», поскольку чёрные пояса спортсменов свидетельствуют о том, что движение идёт в правильном направлении.



::: вернуться на содержание ::: к началу страницы :::



CATALOG.METKA.RU Каталог Томского интернета Яндекс.Метрика
Cделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо