Международный семинар по кобудо (1993)
Одна из известнейших женщин в мире боевых искусств, сэнсэй Катерина Лоукопоулос-Бакстер приехала в Томск в начале августа и больше недели вела трудные тренировки с учениками. Семинар по рюкю кобудо проходил в спортивном комплексе педагогического института. Кроме томичей, на семинар съехались люди, ныне известные в области боевых искусств: Александр Гендриксон из Казахстана, Валерий Кусий из Украины, Павел Долгачёв из Калининграда, Владимир Ситник из Свердловской области.
Катерина оказалась очень весёлым, открытым в общении человеком, а на тренировках — достаточно строгим и требовательным учителем. Целую неделю по два раза в день мы тренировались, отрабатывая не только технику владения оружием, но и технику каратэ. Наше нетерпеливое ожидание встречи с большим мастером оправдалось с лихвой. Прибыв в Томск, Катерина провела 35 часов насыщенных тренировок, которые проходили даже в выходные дни.
Обаятельная, милая, добрая в обычной жизни, она буквально преображалась, войдя в спортивный зал, где проходил семинар. Демонстрируя отточенные, доведённые до автоматизма движения в ката или при выполнении боевых приёмов, она всегда успевала отметить малейшее отклонение от канонов, любую ошибку ученика и тут же показывала ему, как надо делать это правильно. Постигая секреты кобудо, мы брали практические уроки владения традиционными видами оружия — бо, тонфа, сай, нунтяку — можно сказать, из первоисточника, с Окинавы. Наш семинар вела женщина-легенда, победитель и призёр различных международных соревнований, обладатель третьего дана по кобудо, четвёртого дана по каратэ годзю-рю, инструктор специальной подготовки корпуса морской пехоты США на Окинаве.
Чем больше мы тренировались, тем яснее я понимал, что она не зря четверть века занималась боевыми искусствами. Перед этой миниатюрной женщиной робеют даже отчаянные головорезы из морской пехоты США, неспроста прозвавшие ее «Леди Дракон». Катерина была неуловима, стремительна, нечеловечески вынослива, а за невероятной скоростью её движений не успевает следить глаз. Она опережала нас на малую долю секунды, что всегда решает исход поединка в пользу быстрейшего.
Очень необычно смотрелось древнее окинавское искусство в женском исполнении, но большой мастер — мастер во всём. Её пластика завораживала, а выверенные, точные движения позволяли при минимуме затрат добиться максимального эффекта. В ката её выступление было настоящим гимном одушевлённой и динамичной красоте.
Гречанка, восторгавшаяся боевым искусством древней Спарты, Катерина с 16 лет начала постигать премудрости каратэ и обрела на этом тернистом пути воина и бойца необычную судьбу. История её жизни, рассказанная нам самой Катериной, точно укладывается в наши представления об «американской мечте». Она сделала себя сама. Родилась в бедной греческой семье. Нужда была столь велика, что родившихся детей отдавали на воспитание в чужие руки. Семейная пара, удочерившая Катерину, тоже не была богатой и придерживалась строгих моральных принципов. В этой приёмной семье крепкая телом и духом девочка прошла первые испытания, которые выдержал бы не всякий взрослый. Главным для неё было то, что она могла много читать, погружаясь в призрачный мир прошлых эпох. Особенно её интересовала жизнь древней Спарты, мужчины и женщины той поры, легенды и реальные факты истории.
В поисках лучшей жизни её вторая семья эмигрировала в США. Катерина уже была достаточно подготовлена к тому, чтобы выбрать собственный путь в жизни. Днём девушка мыла посуду в китайском ресторане, а вечерами училась, выкраивая время на занятия каратэ. Долгое время она и мечтать не могла ни о каких соревнованиях, но однажды это случилось. С первого выхода на татами началось её стремительное восхождение к вершинам спортивной славы. Каждая ступень давалась ей удивительно легко и вместе с тем требовала полного сосредоточения сил. Впрочем, она мало думала о карьере, а просто радовалась жизни, возможности с раннего утра заняться любимым делом, совершенствовать приёмы древнего боевого искусства, понимая, что так и она становится хранителем этих знаний.
Женщине стать мастером каратэ сегодня очень трудно, ведь занимаются боевыми искусствами, в основном, всё-таки мужчины. Однако Катерина удивительно быстро заставила себя уважать всех, кто был на тренировках, покоряя обаянием и своим арсеналом спортивного мастерства. Кроме того, она отличалась терпением, тактом, талантом педагога-наставника, умением и желанием щедро передавать свои знания. На её семинаре за время тренировки мы успевали сделать поразительно много, скрупулёзно разбирая нюансы и детали разнообразных техник. От Катерины мы получили огромный запас знаний, которого, как позднее оказалось, хватило на долгие годы.
Катерина была отличным воспитателем и терпеливым учителем. Делясь своими знаниями, она говорила, что учителем может быть только тот, кто сам учится неустанно. Ей самой всегда нравилось учиться больше, чем самой учить других. По этой причине она позволяла себе совершать безрассудные с обывательской точки зрения поступки, например, дважды отказываясь взять на себя руководство сборной США по каратэ. Отклонив это завидное предложение, она предпочла отправиться на родину каратэ — японский остров Окинава, чтобы долго совершенствоваться там и постигать тонкости боевого искусства у мастеров. Тот факт, что женщина из Европы сумела добиться признания и уважения мастеров Окинавы подтверждает её уникальные способности и огромное трудолюбие.
Сэнсэй Катерина была постоянно с нами не только во время тренировок. В перерывах мы слышали её непринуждённый смех после удачной шутки, а рассказам о пережитом не было конца. Она охотно отвечала на любые интересующие нас вопросы. Например, опасно ли каратэ, и не склоняет ли оно к агрессии тех молодых людей, которые начинают им заниматься? «Нет, — говорила Катерина, — если кто-то задумал убить человека, то может сделать это чем угодно и как угодно. Для этого вовсе не нужно заниматься каратэ. Опасен не тот, кто владеет боевыми приёмами, а тот, кто бесчестен. Каратэ, как и всякий вид искусства, есть возможность постоянного совершенствования на пути к идеалу».
Главной чертой характера спортсмена и любого человека, по её мнению, является трудолюбие. Именно трудолюбие она воспитывала и развивала в своих учениках. «Воля и труд человека, — написал когда-то большой русский поэт Николай Некрасов, — дивные дива творят». Не зная русской классики, Катерина всегда неукоснительно придерживается этого принципа, принёсшего ей большой жизненный успех.
Закончилась последняя тренировка, и наш замечательный учитель неожиданно вручил всем нам памятные подарки. Никто из нас не был забыт: одному — фото с автографом, другому слайд, третьему — оригинальный сувенир. Все без исключения ученики остались довольны таким жестом учителя. Организатор семинара Леонид Владимирович Щепкин был удостоен особого подарка: Катерина вручила ему нунтяку работы известного окинавского мастера, большого специалиста по изготовлению такого оружия. Я тогда взял у Катерины автограф в специальную книжку, которую храню до сих пор.
Расставаясь с томичами Катерина говорила: «Российские спортсмены великолепны. Я знала это всю мою жизнь. Именно поэтому я хотела приехать сюда поработать. Теперь моя мечта осуществилась. Мы много работали, и я счастлива». Стоит, конечно, учесть обязательный «дипломатический этикет», но подобная оценка известного мастера греет нам душу. Прошедшие годы показали, что Катерина расточала свои похвалы не зря, а посеянные ею семена ценных знаний упали в хорошо подготовленную почву. Обязательный человек, сэнсэй Катерина взяла у нас полный список участников семинара и через некоторое время прислала каждому именной сертификат.
Мне было очень интересно прочитать её воспоминания о семинаре, написанные через много лет после нашей незабываемой встречи. Приведу несколько фрагментов из них.
«Приехав в Томск, я была рада не тому, что проведу семинар по кобудо, а тому, что исполнилась моя давняя мечта — потренироваться со спортсменами из России. Я родилась в Греции. Воспитывалась согласно греческим традициям. В школе изучала классическую историю и философию, тренировалась у строгих мастеров с Окинавы, так что всю свою юность добивалась спортивного превосходства. Ходили слухи, что русские атлеты неподражаемы, а результаты Олимпийских игр лишь подтверждали это мнение. Именно поэтому я хотела больше узнать о методах тренировок русских спортсменов, узнать как они превращаются в идеально настроенные машины. В Россию в то время было крайне трудно попасть по причине различия политических режимов. Моя мечта долго так и оставалась лишь мечтой. Когда произошла перестройка, то дороги в Россию открылись. Это была не просто ещё одна поездка в другую страну. Это была поездка моей мечты.
Когда я приехала в Томск, то лицом к лицу столкнулась с невинной юностью. Юностью, жаждущей знаний с огоньком в глазах. Каждый день мне приходилось выкладываться по полной программе, работая индивидуально с участниками семинара. Я рассказывала ученикам про великих мастеров, которые жили и живут на Окинаве. Я хотела, чтобы у них в сердцах возникло желание в будущем поехать туда, так как Окинава является Меккой каратэ и кобудо. Несколько дней я рассказывала ученикам о своей спортивной жизни. Несмотря на то, что на нашем семинаре были переводчики, они лишь переводили слова, необходимые для понятия техник. Наш пот, наши улыбки, наши тренировки, наши усилия и все трудности в тренировочном лагере объединили нас, невзирая на языковой барьер.
Что ещё сказать? Что встретила великолепных учеников? Что мы чудесно подружились друг с другом? Что всего за несколько дней смогли воплотить мечту об окинавском боевом искусстве в реальность? Что окинавские мастера реальны? Что занятия боевыми искусствами и изучение философии помогли навести мост между обыденным и великим? Что занятия боевыми искусствами, несмотря на жизненные невзгоды, приносят восторг и придают особое значение нашему существованию?
Для меня всё было просто: выдался шанс тренироваться с русскими людьми, которые любили и занимались теми же вещами, которые я любила. Я ехала в Томск, чтобы узнать, в чём секрет русского атлетического мастерства. По окончании семинара поняла, что никаких секретов на пути к успеху нет, кроме бесконечных часов тренировок, решимости, преданности делу, превосходных учителей и установки на то, чтобы каждый раз делать своё дело лучше и лучше. Я пожелала участникам семинара роста в техническом плане, и уехала с надеждой на то, что когда-нибудь мы снова потренируемся все вместе. Для людей, занимающихся боевыми искусствами, это самый верный путь к долгой дружбе».
Эти слова Катерины расширяют наше представление о ней, как о человеке нравственном, с тонкой душевной организацией и высоким интеллектом, волей и стойким характером. Она была для нас мудрым наставником и не держала секреты «за пазухой», а всегда обучала всему, что знала сама. Прошло уже много лет, а её воспоминания так свежи, словно наша встреча состоялась вчера.
Вот что пишет она о случившемся в понедельник 9 августа 1993 года:
«… Сразу после завтрака я шла и разговаривала с моими учениками, держа в руках свои спортивные принадлежности. Спускаясь по лестнице, споткнулась, упала и повредила колено.
Несмотря на возражения, меня срочно доставили на машине скорой медицинской помощи в больницу в сопровождении Евгения Губина. О, это было настоящим испытанием побывать в русской больнице! Обследование и рентген сделали без промедления, доктора были неподражаемы. Однако окружающая обстановка напоминала сцену убийства из кино. Засохшая кровь на простынях, подушках и даже на стенах. Медицинские приборы изготовленные из холодной блестящей стали.
Из гимназии меня выносили два «медбрата». Помню, что я тогда наклонилась к Евгению и сказала ему, что хочу к маме. Евгений улыбнулся и ответил: «Не беспокойтесь, Катерина, я ваша мама и папа». Он успокоил меня, заверив, что доктора здесь очень хорошие. Хотя ортопед и сказал, что следующие две недели мне лучше не вставать на ноги, я знала, что ученики меня ждут, и семинар должен продолжаться.
Я согласилась с докторами, а Евгений отвёз меня назад в спортивный зал, где мы тренировались на протяжении трёх часов, разучивая «Сакугава но кун» — ката, названное так по имени создавшего его человека, и «нунтяку бункай», с объяснением всех движений и элементов данного ката. С этого дня Евгений всегда был рядом, чтобы помочь и поддержать меня. Оставшиеся дни семинара я хромала, но продолжала тренировки.
Завершили мы семинар показательными выступлениями с участием всех учеников. Родителям, друзьям и гостям, приглашённым на окончание семинара, мы показали всё, чему научились за это время. Показательные выступления также включали ката с автоматом, которое продемонстрировал опытный спортсмен Владимир Чугунов из Москвы. Члены местного клуба воздушных десантников «Гвардия» продемонстрировали незабываемый номер — постановочный поединок. И, конечно, согласно добрым русским традициям, меня буквально засыпали цветами и различными подарками…».